Управление салоном красоты


| Главная страница | Салоны красоты | Контакты |  
Дистанционные (заочные) курсы ''Как открыть салон красоты или СПА-салон'' Как открыть салон красоты и СПА-салон? Курс обучения ''Бизнес салона красоты - алгоритм создания'' Дистанционный курс ''Как стать хорошим администратором салона красоты''  
Главная
 
 
 
 
НОВОСТИ И СОБЫТИЯ:
Новости салонной жизни
Ближайшие встречи, семинары, практикумы

РАЗВИТИЕ САЛОННОГО БИЗНЕСА:
Сервис в салоне красоты

СТАТЬИ О САЛОННОМ БИЗНЕСЕ:
Управление салонным бизнесом
Маркетинг и реклама в салонном бизнесе
Салонные процедуры и услуги

КТО МЫ И КАК НАС НАЙТИ:
О нас
Контакты

НАША РАССЫЛКА:
Рассылка по салонному бизнесу






Реклама:



Управление салоном красоты


<< назад к списку

Салонный бизнес - двадцать лет спустя…

Елена Москвичева

Прошло 20 лет со дня принятия указа о коммерциализации предприятий бытового обслуживания. К сожалению, это были такие бурные годы, что никому в голову не приходило заниматься летописанием - индустрия быстро развивалась, делала качественные скачки, эволюционировала, наступала на грабли и научилась убирать синяки со лба самыми высокотехнологичными косметологическими способами.

В какой-то степени свобода развития индустрии была предопределена экономическими обстоятельствами. В стране, где срочно делили железные дороги и трубопроводы, никому в голову не приходило заниматься контролем парикмахерских. По такому случаю даже министерство бытового обслуживания быстренько упразднили, чтобы под ногами не болталось и не мешало взрослым дядям делить взрослые отрасли.

Первыми обнаружили наличие в стран парикмахерских транснациональные компании по производству красок для волос.

Александр Мысин - создатель сети «Мысин студио» - вспоминает, как проходил первый конкурс парикмахеров. Победителям дарили настоящие профессиональные инструменты. Это было что-то!!! Теперь-то каждый парикмахер имеет современный набор инструментов и это в порядке вещей, а тогда можно было только подойти к победителю и попросить - дай подержать…

А сегодня? Сегодня только компания «Хитек-групп» представляет более полусотни самых современных инструментов для парикмахера, а сеть салонов «Персона» создала музей парикмахерского инструмента. Можно прийти и посмотреть, с чего все начиналось двадцать лет назад.

Индустрия красоты приняла в свои объятья людей из самых разных отраслей народного хозяйства. Мы же помним, что в девяностых заводы и фабрики встали. А в научно-исследовательских институтах спешно делался евроремонт под офисы.

Именно в это время создатель школы маникюра «Олехаус» Г. Зеленова сначала у себя дома на кухне, потом в маленьком снятом помещении сама делала маникюр и учила работать своих знакомых.

Сегодня ученики школы берут первые места на Международных конкурсах по моделированию ногтей, российская профессиональная школа – законодатель мировых мод.

И тогда же в девяностых А. В. Андреев, создатель компании ВИП клиник привез в Россию первый итальянский аппарат для коррекции фигуры. Сегодня не верится, но на процедуры стояла живая очередь такой же длины, как и за стиральным порошком по талонам.

Косметология вообще-то появилась в России чистейшей контрабандой, никто не знал, что можно ввозить, а что нельзя, поэтому ввозили все, что попадалось под руку. Продвигали услуги, которые были нарасхват. В парикмахерские пришли врачи, и с этого момента мы начинаем называть заведения салонами красоты.

Сегодня, много лет спустя, это словосочетание уже не в моде. Инвесторы требуют, чтобы в названии были слова косметология, центр, клиника…

Косметология, как лиса, которая пришла погреться в избушку к зайцу, потихоньку стала вытеснять эстетические услуги с привычного места обитания. Если сегодня проанализировать ситуацию на рынке, можно заметить, как эстетические услуги обособляются на территориях студий колористики, имидж-проектов, нейл-баров.

Среди консалтеров уже лет пять идет спор на тему – разойдутся ли между собой эстетика и косметология. Пока шансов пятьдесят на пятьдесят, но мы же сегодня не умираем – успеем увидеть, кто был прав!

И кстати о консалтерах. Понимание, что индустрия красоты – это самостоятельная отрасль, требующая собственных принципов управления, пришло в Россию с брошюрой Wella, которая называлась «Красивый бизнес». Это был первое пособие для руководителей салонов красоты, как организовывать работу.

Заметим, что в это время многие предприятия представляли из себя помещение, в которых рабочие места сдавались в аренду мастерам. Общего управления проектом никто не осуществлял. Потом, одновременно:

- приходит понимание, что салон красоты – это предприятие, которому требуется управляющий,

- в свет выходит первая версия СаПиН для парикмахерских,

И тут появляются консалтеры, которые готовы все объяснить. Поначалу они брались за любую работу - от проектирования до тренингов персонала. Потом по мере освоения предмета стали понимать, что нужна специализация. Так сегодня на рынке индустрии красоты есть специалисты по проектированию и технологическим процессам, по обучению персонала, по коучингу руководителей, по неймингу и брендигу, а также по вопросам законодательства.

Нет одного. Нет узаконенной ответственности за результат консалтерской деятельности. Это многих расслабляет…

Впрочем, многие руководители предприятий понимали это с самого начала и готовы были аккумулировать опыт отдельных предприятий с пользой для всей индустрии.

У истоков объединительных процессов стояли клуб руководителей, патронируемый ЭкспоМедиаГруппой «Старая крепость», Ассоциация руководителей предприятий индустрии красоты. Впоследствии была создана Национальная ассоциация предприятий индустрии красоты (НАПИК), но она просуществовала всего пару лет и особого влияния на отрасль не оказала. Сегодня опыт объединения есть у отдельных городов и областей. Активно действуют союзы руководителей салонов красоты в Тольятти, Омске, Саратове…

Но они решают местные вопросы, а на уровень национальных, естественно, не выходят. Хотя за последнее десятилетие было принято немало законодательных актов, которые регулируют индустрию, но сама индустрия в и создании и обсуждении этих документов не участвовала.

Возьмем, к примеру, общероссийские государственные стандарты образования для парикмахеров и стилистов-визажистов. Кто спросил руководителей салонов красоты – какими знаниями, умениями, компетенциями должен обладать мастер? Прочтите на досуге эти документы и приложите их требования к своим мастерам, к ожиданиям клиентов – контуры не совпадают.

То же самое касается и Санитарных правил и норм, приказов Министерства здравоохранения, связанных с косметологией…

Единственная организация, которая продавливает свои интересы в государственных органах – это Международная лига специалистов перманентного макияжа (президент В.В. Охотенко).

Но есть и печальные примеры. Когда в 2010 году был принят новый СанПиН для парикмахерских, в нем появился раздел о соляриях. Как утверждают специалисты, параметры излучения приборов искусственного загара в СанПиН были заданы такие, что сегодня можно закрыть все солярии страны. Дважды по поводу документа собиралась Национальная ассоциация продавцов оборудования для соляриев, однако корпоративные интересы возобладали, и тему решено было не поднимать по правилу «не будите лихо, пока оно тихо».

Прошел год, лихо проснулось само – в 2011 году проверки соляриев носили массовый характер, инициировались прокуратурой, и если вопрос об излучении еще не поднят в общероссийском масштабе, то только потому, что у противников этой услуги, также как и у сторонников, не существует возможности провести лабораторные испытания - нет у нас в стране ни соответствующих лабораторий, ни специалистов.

В наше время самой распространенной формой объединения руководителей салонов красоты стали клубы при разных организациях – от компаний-дистрибьюторов до журналов и консалтинговых фирм. Это хорошая форма общения и обмена опытом, но, чтобы она имела общественную силу, ей нужна регистрация в установленном порядке в ранге некоммерческой организации.

А впереди еще малопонятный индустрии закон о саморегулирующих организациях, в которые хотят объединить бизнесменов по отраслевому признаку…

Все, что касается общественных объединений, на самом деле интересует только третью часть нашей отрасли.

Двадцать лет назад мы говорили о двух категориях руководителей – это дамы, которые играют в салон красоты и бизнес-леди, которые хотят получать прибыль.

За годы развития образовалась и третья группы – это руководители предприятий, созданных большими корпорациями. Их мало волнует система управления и продвижение услуг - на все существует корпоративный кодекс. Особенно это очевидно в индустрии СПА. Мы стали свидетелями того, как вместе с сетевыми отелями в Россию пришли сетевые спа, они представляют из себя модуль с отлаженными системами взаимодействия и практически не связаны с российской действительностью - острова в океане.

Вернемся к тем, кто заточен на получение прибыли. За два десятилетия они прошли первый виток развития – создание предприятия, отстройка отношений с поставщиками, наращивание клиентской базы, опыт внедрения новых услуг, оформление отношений с персоналом через корпоративные правила, умение читать законодательные акты и в меру возможно соответствовать требованиям и т.д.

В прошлом году спираль развития поднялась на второй виток, а для того, чтобы отрасль это заметила, ситуация стала до боли похожей на начало девяностых. Выросшие страховые взносы заставили руководителе многих салонов красоты переводить своих мастеров на ИП и сдавать им в аренду рабочие места.

Правда, на этом витке так не удалось поступить с косметологами, которые, в случае если салон красоты имеет медицинскую лицензию, должны числиться в штате предприятия.

Новые проблемы, новые задачи… Возврата в прошлое на самом деле нет. Есть только путь вперед или возможность сойти с дистанции.

Многие сошли. По очень неточной (а другой у нас в распоряжении и нет) статистике, на три открывшихся в стране салона красоты – два закрывшихся.

Но при этом общее число предприятий красивого бизнеса по-прежнему растет, клиенты нас не покидают, новые услуги внедряются, новые законы издаются. Жизнь идет вперед, и индустрия красоты стала ее обычным явлением, хотя кто бы мог подумать об этом тогда, в начале девяносто второго года….

27.12.2011




Осень, пора обучать администраторов!

Обновлен наш дистанционный курс обучения администратора салона красоты, теперь помимо подробного описания того, что и как фронт-менеджер должен делать от рассвета до заката (включая искусство продаж), добавлены готовые скрипты телефонных разговоров с клиентами

Подробнее ...






 
Как открыть салон красоты?
    Rambler's Top100     Copyright © 2007 Salon-Expert.ru