Управление салоном красоты


| Главная страница | Салоны красоты | Контакты |  
 
Главная
 
 
 
 
НОВОСТИ И СОБЫТИЯ:
Новости салонной жизни
Ближайшие встречи, семинары, практикумы

РАЗВИТИЕ САЛОННОГО БИЗНЕСА:
Сервис в салоне красоты

СТАТЬИ О САЛОННОМ БИЗНЕСЕ:
Управление салонным бизнесом
Маркетинг и реклама в салонном бизнесе
Салонные процедуры и услуги

КТО МЫ И КАК НАС НАЙТИ:
О нас
Контакты

НАША РАССЫЛКА:
Рассылка по салонному бизнесу









Управление салоном красоты


<< назад к списку

Может ли быть в хорошем салоне красоты крепкая команда мастеров?

В номере журнала «Kosmetik internation» я как-то прочитал очень интересную статью, с которой и хочу познакомить Вас. Буду рад Вашим комментариям и мыслям.
«Однажды ко мне обратился руководитель салона с проблемой: проведенный им в салоне конкурс профессионального мастерства среди врачей-косметологов породил нешуточный конфликт, На вопрос: зачем понадобился конкурс? — руководитель ответил: для создания команды. «Зачем?» — спросил я. «Ну, как...»— ответил он и надолго замолчал»
Николай Мелешко, психолог-консультант
Кстати, что такое команда? Обычно этим словом обозначается «коллектив, все члены которого объединены для достижения единой цели, разделяющие корпоративные установки и ценности».

Получается: член команды – это тот, кто постоянно помнит, что он трудится для достижения «единой для всех социально значимой цели» и все его поведение проникнуто духом коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи... И над всем этим стоит руководитель — всепонимающий, справедливый «отец» («мать»), демократ или либерал по натуре, который умело формирует эту самую общую цель, заботится о каждом работнике, не забывает про «миссию», «корпоративные ценности», «социальное послание» и пр.

Вы встречали такие коллективы? Я встречал. Там царит корпоративный дух, там любят и берегут друг друга, там руководитель, который знает все про мотивацию и все делает «правильно»; там — благодать, там — команда! Но — вот беда-то! — кассовый аппарат в таких салонах красоты звенит редко, классные специалисты и клиенты как-то не задерживаются, а при неожиданном появлении босса в подсобке все почему-то дружно (корпоративно) замолкают, И при ближайшем рассмотрении корпоративность оказывается местечковостью, взаимовыручка — покрывательством (воруют!), демократизм руководителя — слабостью его как управленца. Время существования таких коллективов — в среднем от полугода до (если есть финансовые вливания извне) полутора лет.

А рядом — салон красоты, где, казалось бы, конфликт на конфликте, бунтующие мастера-парикмахеры железной рукой держат за горло управляющих, а сам руководитель вершит руководство совершенно «неправильно»... Но — в салоне постоянный поток клиентов, рекламаций с их стороны нет и, главное, — бизнес прибыльный!

И попробуйте возразить, что это не так. Если возражаете — значит, вы новичок в этом сложном, по-своему уникальном и очень красивом (если поставить его правильно) бизнесе.

Попробуем разобраться с понятием «команда» и людьми, ее составляющими, применительно к салону красоты. Ограничимся двумя основными категориями — врачами-косметологами и мастерами-стилистами (парикмахерами)
Врачи-косметологи
Их психопрофессиональный профиль, как и у врачей вообще, имеет особенности, главная из которых — гипертрофированное стремление следовать своим, индивидуальным установкам, правилам, принципам (понимай: полученным знаниям, умениям и навыкам), возведенным до уровня догмы. Это оправданно. Представляете, чем может закончиться процедура, если косметолог будет опираться не на заученное, проверенное, не подлежащее обсуждению правило: напряжение X для процедуры У на аппарате Z, а задумается: «А что, если дать напряжение побольше?». Спаси и сохрани! Тут нет места вольнодумию или экспериментаторству, а диалог с клиентом замещается на увещевание слепо верить правилу-догме проведения процедуры («Лежите так, потом поймете»). Эта психологическая черта — ослабленная диалогичность — порождает ярко выраженную фиксированную индивидуальность; распространяется она и на общение с коллегами. Заметим: чем ярче она выражена, тем выше профессиональные уровень и самооценка врача и, следовательно, больше поток клиентов и выручка салона красоты.

При исчезновении этой психологической «упертости» профессионал-косметолог превращается во врача-администратора или врача-ученого, а в худшем случае — или в интригана, или в специалиста, на которого постоянно поступают рекламации (слишком часто делает не то, что положено было сначала заучить, а потом делать, а пробует, домысливает, идет на поводу у клиента).

Короче, классный врач-косметолог — это обостренная индивидуальность, это человек типа «сам с усам», это «птица, которая в неволе не поет», и в любом случае — существо не стадное. Вот и попробуйте донести до такого корпоративные ценности и миссию организации! В недоумении — «О чем это вы?» — отойдет. И будет прав. Если его личность растворится среди других людей — он исчезнет как специалист со своими индивидуальными умениями, навыками и знаниями, со своим — индивидуальным! — мастерством, со своей самодостаточностью, со своим, в конце концов, сознанием, ориентированным не на коллектив, группу, а на единичную личность — свою и другого человека — клиента.

Вот такие пироги. А руководитель салона красоты оказывается перед жестким выбором: либо мириться с тем, что врач-косметолог слушает только себя («На сивой кобыле не подъедешь!» — реальный крик души реального руководителя одного из салонов), либо искать диалогичного, послушного (управляемого) специалиста, но быть готовым к тому, что тот или устремится в управление, или уровень его профессионализма будет оставлять желать лучшего.
Мастера-парикмахеры
С ними дела еще сложнее. Во-первых, они так же, как и врачи-косметологи, пребывают под гнетом собственных установок. А во-вторых... Здесь стоит сделать отступление.

В психологии различают садизм первого и второго родов (большая просьба не воспринимать слово «садизм» на бытовом, профанном уровне). Поясним. Садизм первого рода — ориентированность сознания на благополучие, норму и сознательное а чаще — бессознательное стремление перевести их в «не-норму», неблагополучие. Садизм же второго рода — это поиски в жизни «не-нормы», неблагополучия и бессознательное, а чаще сознательное стремление привести их в норму, сделать благополучными.

Таким образом, садизм второго рода, как это ни парадоксально звучит, — вещь глубоко гуманная. Есть целый ряд профессий, «притягивающих» к себе садистов второго рода: учителя, психологи, врачи (не всякая специальность)... Парикмахеры в том числе.

Отсюда вытекают особенности их поведения в коллективе. Как только вокруг них все «устаканивается», окружение приходит в норму, они теряют к нему интерес. Так уж устроено у них сознание: искать и видеть прежде всего «не-норму» (даже в самом себе, — вот почему сплошь и рядом хорошие мастера небрежно относятся к собственной прическе) и эту «ненорму» приводить в порядок.

А если вокруг все хорошо (склок нет, зарплата удовлетворяет, стрижка удается и пр.), тут же вмешиваются силы, неподвластные контролю со стороны разума. (Как известно, сознание размышляет, а бессознательное — управляет). И начинается неосознанно формируемая самим мастером «не-норма»: склоки на пустом месте, «повысьте мне процент» и т. д. Все это — фактически крик подсознания: либо вы даете мне «не-норму», либо я уйду в другой салон.

Такой вот сложный контингент. (Примечание: приведенные психологические описания профессий — не предположения и домысел, а результат опыта и практических исследований в этом направлении).
Если не команда, то что?
Что же у нас получается? Одни (врачи-косметологи) слушают только себя, другие (мастера-парикмахеры) жадно ищут «не-норму»... А мы еще не говорим, например, об администраторах салонов, в работе которых столько специфики и тонкостей!

И как вы теперь отнесетесь к мысли о создании команды в салоне красоты? Ясно: это невозможно.

Сошлюсь на собственный опыт работы с достаточным числом салонов красоты и СПА салонов в России и Украине. Там, где приходилось видеть единодушие, дружный и слаженный коллектив, там имели место (чтобы не сказать: процветали) — воровство клиентов, материалов, профессиональной косметики, покрывательство, низкий профессиональный уровень специалистов, убыточность предприятия.

И, опираясь на наблюдения и результаты исследований, мы берем на себя смелость утверждать: в хорошем салоне красоты, где работают высококлассные специалисты на высококлассной аппаратуре, команды быть не может. Она там просто не нужна. Там нужно другое.

Что?

Всего ничего: чтобы был поток клиентов, и чтобы каждый в салоне занимался своим делом. Именно так это «другое» определяют работники салонов красоты в разных городах (результат анкетирования более 200 человек). "Чтобы был поток клиентов, и чтобы каждый в салоне занимался своим делом»...
О потоке клиентов
Руководители салонов подтвердят: количество конфликтов в коллективе резко вырастает, если возникает вынужденное безделье. От кого это зависит? От руководителя и его профессионализма, формула которого проста: опыт + знания. Что делать: время дилетантов прошло, настало время грамотных профессионалов. Но есть знания и знания. Беда, если руководитель начинает черпать столь необходимые ему знания из переводных книг (а подавляющее большинство таковых по косметологическому бизнесу — переводные). Вот тут и появляются «корпоративные ценности», «миссия» и пр.

Хочу быть понятым верно: в этих понятиях много ценного и полезного, но не для каждой формы собственности и не для каждого рода деятельности. Кроме того, в интерпретации этих понятий отсутствует, в частности, освещение того момента, что любая фирма проходит в своем становлении пять форм-стадий развития, и для каждой из них — свое наполнение этих понятий. И наличие команды для некоторых из этих стадий просто исключается.

Удивляетесь? А вы попробуйте почитать не книги типа «Эффективный менеджер», объемом 150 стр., выпущенные у нас 5 лет назад, написанные — да, грамотным, но иностранцем — 10 лет назад на материале, собранном 15 лет назад, и описывающие менталитет людей и общество, не имеющие ничего общего с современной Россией. Поверьте: и у нас есть свои серьезные и — главное! — полезные работы по психологии и социологии масс, власти, профессиональной деятельности.

Самостоятельно осваивать знания такого рода трудно. Тут уместно вспомнить принцип: «Не борись в одиночку, обращайся к профессионалам». Можно обратиться к консультантам салонному бизнесу, пройти специализированные курсы. Только будьте внимательны: эти помощники должны быть не новичками в косметологическом бизнесе.
Проверить просто: если советник ваш ссылается на собственный успешный опыт в салонном бизнесе — он профессионал-практик; если на «умные» книги — имеете дело с теоретиком.

Теперь, что касается того, «чтобы каждый занимался своим делом». Эта проблема решается просто — через правильную должностную инструкцию.

Чаще всего инструкции пишутся по известному алгоритму: составляется перечень функциональных обязанностей (страдающий размытостью и теряющийся за горизонтом), определяются квалификационные требования, меры ответственности и пр.

С тоской смотрит на эту бумагу работник салона красоты. Как выполнить требование: «Быть опрятным»? Или; «Оперативно реагировать на запросы клиентов»? Каждый в эти понятия вкладывает свой смысл. Результат: мастерица-парикмахер с «крысиным хвостиком» вместо прически, но в безукоризненно отглаженной блузке, а рядом с ней «оперативно реагирующий» администратор, живо отвечающий: «Нет, мы это вам сделать не можем!..».

Правильная инструкция не перечисляет обязанности, а регулирует, «прописывает» зоны делового соприкосновения всех работников салона красоты, предупреждая тем самым возможные конфликты и недоразумения. Только тогда она из хомута превращается в документ, в котором сотрудники видят смысл и на который реально опираются в своей работе. Это называется отлаживанием организационных и информационных потоков в коллективе Работа эта не такая простая, как может показаться на первый взгляд. И начинается она... с рисования кружков и, одновременно с этим, поисков ответов на вопрос: кто, с кем, в какой форме и в каких ситуациях входит в деловые контакты.

Да-а-а, статья небесспорная. С другой стороны, был тут на семинаре в рамках известной выставки, слушал как-бы-специалистов в сфере салонного бизнеса, выступающих с трибуны. Что можно сказать, когда люди пересказывают переводную книгу "Менеджемент салона красоты"???? Я её сам читал и уверен что среди сидящих вокруг меня директоров многие могли поучить лектора как подбирать персонал или преподносить услуги. Но может быть повторение мать ученья? Не знаю. Какое-то странное чувство осталось после семинара.


Александр Кузьменко

02.03.2008



 
Как открыть салон красоты?
    Rambler's Top100     Copyright © 2007 Salon-Expert.ru